Патриотическое воспитание молодежи Игринского района
через ее участие в районных мероприятиях по возрождению и сохранению традиционной культуры
В 2008 г. в Игринском районе принята целевая программа «Традиционная культура Игринского района. 2009-2011 гг». Подпрограмма «Фольклор от колыбели до юности» ориентирована на самую перспективную, но социально незащищенную категорию населения- детей, подростков и молодежь.
Для учреждений культуры района поддержка традиционной культуры всегда являлась одной из самых важных задач, на решение которой изыскивались средства из муниципального бюджета. Участие молодежи в различных формах социокультурной деятельности формирует у них патриотизм, но именно традиционная культура, как национальное достояние, может являться идеей, которая сплачивает вокруг себя единомышленников, объединяет все структуры в деле патриотического воспитания молодежи.
Идеей сохранения и развития традиционной культуры атмосфера сельских клубов пропитана давно. В течение 2008 г в 15 муниципальных образованиях района прошел смотр-конкурс «Эстафета веков», он представлял собой серию народных праздников: Старый Новый год, Масленица, Троица, Гырон быдтон, Митрофан Базар, Покровский базар, Петров день. Впервые в районе праздновали Пасхальную неделю, Великие Спасы, восстановлены забытый обряд «Йо келян. Проводы льда», молельный обряд «Зязег сион. Освещение гуся».
Данный комплекс мероприятий имел целью воспитание у населения, в особенности детей и юношества, любви к малой родине через обращение к народным традициям и решал задачи: изучение и восстановление местных традиций, обычаев и обрядов, сопровождающих православные праздники и праздники народного календаря, привлечение детей и юношества к деятельности по возрождению старинных праздников, передача духовного опыта, восстановление утраченных связей между поколениями, обобщение опыта работы, пропаганда культурного наследия путем выпуска печатных и электронных СМИ
Актуальность смотра- конкурса обусловлена факторами: деятельность в русле поддержки традиционной народной культуры активизирована в детских дошкольных учреждениях, начальном звене общеобразовательных школ, в сельских клубах. Менее задействованы или часто остаются в стороне подростки и молодежь. Ситуация чревата последствиями. Нарушение преемственности в передаче опыта поколений может привести к утрате местных традиций, обычаев, обрядов. Многие традиции не успели найти, записать, обнаружить, опубликовать, но многое остается. Сейчас следует вновь обратить пристальное внимание к традиционной культуре, которая в отличие заполнившей все и вся массовой культуры, имеет свое этническое «я».
В районе сложилась технология проведения смотров- конкурсов сельских муниципальных образований. Схема такова:
1 Создание в каждом муниципальном образовании организационного комитета;
2. Объединение структур МО;
3.Организация экспедиций с участием подрастающего поколения, обработка материалов, восстановление местных традиций, обычаев, обрядов;
4. Реклама деятельности в СМИ;
5. Непосредственно праздник с присущими ему традиционными элементами;
6. Оценка экспертной комиссией праздника, подведение итогов по номинациям и денежное поощрение администраций муниципальных образований.
Праздники представляли собой уникальные площадки по сохранению локальных культурных традиций, трансляции традиционного опыта молодежью. На каждый из них выезжала экспертная комиссия, в состав которой входили представители администрации района, управления культуры, средств массовой информации, мероприятия оценивались по заранее разработанным критериям.
Социальный эффект от «Эстафеты веков» неоценим. Возрос интерес молодёжи к народной культуре, доказательством тому является собранный и обработанный с участием молодежи фольклорно-этнографический материал, разучены народные песни, танцы и игры. Молодежь была одета в национальные костюмы, без стеснения общалась на родном языке. Пожилое поколение, хранители традиций, с радостью делилось ценнейшим опытом, унаследованным от предков. В смотре- конкурсе участвовало более 7000 человек населения, 30% из которых составляют дети, подростки и молодежь, восстановлено 4 старинных забытых обряда, которые станут традиционными в муниципальных образованиях, их восстановивших. Установлено взаимодействие всех структур сельских МО (администраций сельских поселений, учреждений культуры, образования, специалистов молодежной политики, общественных объединений и других предприятий), опубликовано более 20 статей в СМИ, вышло в свет 10 радиопередач, издано 14 видеофильмов, выпущен информационно- методический сборник, оформлены альбомы- летописи, пополнившие культурно- исторический фонд района, стал возможен выход на республиканский конкурс проектов. Мероприятия, объединенные идеей передачи эстафеты традиционного опыта старших поколений детям и юношеству, эстафеты прошлых столетий - будущему времени, не прошли бесследно, оставили неизгладимый след в сознании подрастающего поколения. Молодежь почувствовала сопричастность к социокультурным событиям. Мы считаем, что возрождение традиционной культуры находится на одной чаше весов с воспитанием патриотизма молодежи и является актуальнейшей проблемой России. Думая локально, действуем глобально. Это малая, но значимая лепта в дело воспитания культуры и патриотизма у молодежи.
Дальнейшим развитием «Эстафеты веков» можно считать выход в 2009 г. на масштабный проект - районный смотр-конкурс сельских муниципальных образований «Все в твоих руках», посвященный Году молодежи и достойной встрече 65-летия Великой Победы. Идея проекта - активизация молодежи в социально значимых делах. В течение года будет проводиться работа по 4 направлениям: военно-патриотическому, поддержке традиционной культуры, пропаганде ЗОЖ, благоустройству муниципальных образований. В рамках направления «поддержка традиционной культуры» молодежью проводится широкая экспедиционно-исследовательская работа, конкурс рисунков «Мифы и легенды удмуртского народа», конкурс на лучший национальный сценический костюм, конкурс детских исследовательских работ по фольклору, насыщены мероприятиями Недели или месячники фольклора. Деятельность широко освещается в СМИ, оформляются видеоотчеты другая наглядность. Осенью пройдет 4 кустовых творческих отчета: патриотические программы с участием молодежи и старожилов поселений будут представлены на сценах центральных сельских домов культуры. Лучшие работы комиссия отберет на итоговый праздник, который пройдет во дворце культуры «Нефтяник» в День государственности Удмуртии, определятся лучшие молодежные объединения муниципальных образований.
В 2009 г сделан акцент на приобщение молодежи п.Игра к традиционной культуре.
Данный пласт культуры неразрывно связан с культурой духовной. В этом году наработан опыт проведения методическим центром совместно с настоятелями и прихожанами храма Иоанна Богослова православных праздников в п.Игра. Рождественские святки вызвали восторженные отзывы зрителей, основную массу которых составляли учащиеся школ. Праздник включал театрализацию с участием учащихся школы № 4, рождественский концерт, коллектив центра русской культуры «Горница» организовал «Вечерку», а затем состоялись рождественские гуляния на улице. В апреле праздновали Пасху, основную массу зрителей тоже составляли учащиеся. Активно в подготовке театрализации принимали участие воспитанники Факельской школы-интерната. Настоятели храма явились спонсорами праздников и благословили всех участников на добрые дела. Такой опыт проведения православных праздников в республике новый и требует преемственности. Опрос показал, дети стали проявлять большой интерес к изучению православия, у прихода установилось взаимопонимание с педагогами школ, которые стали считать прикосновение к духовным источникам важным делом воспитания молодежи.
От молодежи зависит наше будущее, развитие и расцвет государства, обладающего мощнейшим потенциалом культурно- исторического наследия. От нас с вами, взрослых, зависит, останутся ли те ценности, которые мы унаследовали от прошлых поколений. Наша миссия - воспитать граждан, уважающих свое отечество и его историю, научить любить простой труд. Молодежи пора понять, не всем быть юристами и психологами, через приобщение к традиционной культуре мы сможем передать молодежи те виды трудовых навыков, которые так необходимы, чтобы выжить.
Подготовила В. Гордеюк
|